Как играть с детьми в развивающие игры?

Игра имеет воспитательную ценность только при условии, если она хорошо освоена всеми детьми, потому что только тогда они играют с удовольствием, проявляют активность и инициативу. Поэтому меньшее количество игр дает часто лучшие результаты. Мы не рекомендуем проводить новые игры, прежде чем воспитательница не убедится, что дети усвоили пройденные. Прочное запоминание игры, обусловлено ее частым повторением.

Результаты исследования показывают, что для прочного запоминания подвижной игры необходимо систематическое, лучше всего концентрированное, повторение. Это означает, что повторение вновь усвоенной игры должно осуществляться с краткими временными интервалами, т. е. каждый день. Как только дети игру усвоят, ее можно повторять и с большими интервалами: через день, раз в неделю, через две недели — и между тем изучать новую игру. Конечно, мы потом возвращаемся к старой игре, включаем ее через длительные интервалы, с тем чтобы она снова ожила в памяти детей, чтобы они ее не забыли. Повторение пройденных игр должно быть запланировано на целый год так же как и подбор игр.

При очень частом повторении игр необходима осмотрительность и постоянное наблюдение за детьми, чтобы игра не стала для них слишком обыденной. Если игра повторяется без всяких изменений, пока не надоест, нет никакой гарантии, что игра будет детям нравиться. Но если дети игру полюбили, они всегда стремятся повторить ее и самостоятельно организуют ее в свободное время. Воспитательница выявляет интерес детей к игре, наблюдает за действиями в игре и в зависимости от этого оперативно направляет повторение игры.

При более частом повторении игры, после того, как она хорошо усвоена, мы можем допустить и некоторые варианты, чтобы требования игры больше соответствовали степени тренировки и окружающим условиям. Так, например, мы не можем механически переносить игру из комнаты для игр на площадку. Для этого необходимо пересмотреть правила, т„ е. ограничить игровое пространство, использовать другие сигналы, чтобы они были более выразительны, и т. д.

Иногда мы видоизменяем игру, потому что она очень легка для детей. Лучше, конечно, выбрать новую, более сложную, потому что постоянные изменения правил приводят к их неточному выполнению. Игра должна быть подана точно и точно исполнена, чтобы существовал единый критерий для ее оценки. Изменения возможны только в некоторых играх, но с определенным ограничением, чтобы дети хорошо запомнили игру с данным названием.