Азбука психолога: как встретить клиента

Первая встреча с клиентом – волнительное событие не только для пришедшего, но и важное мероприятие для самого психолога. Во-первых,первичное знакомство происходит задолго до физической встречи в моем кабинете, ведь о ней нужно договориться и узнать запрос человека (потелефону, например). Во-вторых, я стараюсь тщательно подготовиться,ведь от первого впечатления обо мне, обстановки и внутренних ощущений клиента зависит успех терапевтической работы в будущем.

Если психолог не работает в государственном учреждении, то о приеме договариваются заблаговременно. Клиент или его представитель звонитили подает письменную заявку на почту психолога онлайн. Последний озвучивает время с учетом пожеланий клиента.

Случается так, что звонящий нуждается в консультации «здесь и сейчас».Принимать ли «срочников» – личное дело каждого, но чаще всегооперативная смена графика работы психолога подкрепляется финансово –клиент оплачивает большую сумму за консультацию.

Предварительные мероприятия

В процессе разговора и назначения встречи я оговариваю ряд вопросов:

  1. Время и место встречи;
  2. Понять запрос клиента (для уверенности, что вы действительно сможете помочь);
  3. Количество участников встречи и их степень близости/родства;
  4. Сколько длится консультация;
  5. Стоимость услуг

Без взаимопонимания и согласия с вышеперечисленными условиями встреча и, главное, конструктивная работа не представляется возможной.Если 1-й пункт не вызывает затруднений, то с запросом бывают сложности. Многие клиенты уже по телефону начинают рассказывать историю своей жизни и волнующие проблемы. Если вы не работаете налинии доверия, то это точно не стоит поощрять. Я, например, прошу сформулировать тему в одном предложении и добавляю: «Остальное обсудим при встрече». Если проблема человека не входит в спектр ваших компетенций – озвучьте сразу невозможность встречи, чтобы не тратить время. Профессиональные психологи не берутся за дело с позицией:«Авось, получится!»

Идеальный вариант – клиент звонит сам, приходит сам и решает проблемытак же самостоятельно. Это высшая степень ответственности на радость психологу, но в жизни иногда клиентов записывают и приводят «любящие» родственники, друзья и даже коллеги. Ничего хуже не придумать, ибо успех психотерапии зависит от желания и потребности самого человека что-то менять и позволить помогать другим, в том числе ипсихологу. Так, если мужчину на прием записывает жена или, еще хуже,
мать – лучше отказаться от этой встречи до того, как «настоящий клиент» позвонит сам. Или не позвонит. Исключение – детская терапия, когда малышей в консультацию приводят родители или законные представители.

В предварительной договоренности я обязательно озвучиваю стоимостьвстречи и ее длительность. Некоторые психологи работают почасово,другим удобнее посеансово (сеанс длится от 50 минут до 1,5-2 часов).Какой бы формат вы не выбрали для себя, цену оглашайте до приема. После согласований можно послать короткое уведомление на почту илисмс: «Место и время встречи, стоимость. Хорошего дня!»

Встреча

Перед встречей с психологом человек тревожен и испытывает волнение.Иногда сомневается, а стоило ли вообще обращаться за помощью, ведь в современном постсоветском пространстве, в отличие от западного менталитета, бытует мнение: «Психолог – это для душевно больных,слабых людей!» Поэтому главной задачей первой встречи я вижу демонстрацию не столько своих далеко идущих планов по излечению недуга, сколько расслабление клиента на фоне общего настроения: «Здесь вам помогут».

Профессиональный психолог не ведет себя с клиентами как с малыми детьми, но создает условия, где тот чувствует себя в безопасности,доверяет специалисту и хочет продолжить терапию, ибо видит в этом смысл. Первая встреча предназначена для установления контакта между терапевтом и клиентом путем активного слушания, проявления эмпатии сцелью определения, возможна ли дальнейшая совместная работа.Психолог обязан сделать все возможное, чтобы клиент почувствовал поддержку и внутренний ресурс, силы преодолеть проблему.

Поэтому встречать клиента нужно в спокойном состоянии,предварительно уладив личные дела и волнения. Смотрите входящему в глаза, улыбайтесь, пригласите присесть. Если возможен выбор, пусть клиент определиться самостоятельно, где ему удобнее. Предложите воды,покажите место, где можно положить сумку и другие вещи, взять салфетку. Помните, при первой встрече не стоит пожимать руку, обниматься или проявлять другую инициативу физических касаний. Во-первых, это может оттолкнуть и нарушить личное пространство человека. Вы же еще незнакомы! Во-вторых, вы не друг и не мама, а профессионал. Если человек плачет, приободрите вербально, но не бросайтесь обнимать и гладить голову.

Разговор я начинаю сама с нейтральных вопросов, чтобы клиент освоился,накшталт: «Как доехали?» Опишите в нескольких предложениях, кто вы ичто вы, но не заигрывайтесь с перечнем заслуг и регалий – величие часто отталкивает человека в беде. В процессе беседы важно демонстрировать партнерское отношение к клиенту, его значимость и веру в способности справиться с трудностями. Пусть перед вами предстал 48-летний инфант-трудоголик, живущий с мамой под одной крышей с запросом: «Хочу жениться, а отношения с женщинами не складываются». Пусть вы еле сдерживаетесь, чтобы по-человечески не крикнуть: «Сынок, пора сепарироваться!» Но на то вы и профессионал, чтобы пройти путь не заклиента и выдать готовое решение, а сопровождать и быть просто рядом,когда тот сам будет идти, набивать шишки и учиться! Это и называется психотерапией, которая возможна лишь в условиях партнерства.

На первой встрече я отслеживаю поведение, невербалику, смену тонаголоса, оговорочки «по Фрейду» и любые другие мелочи, так как мои наблюдения говорят о клиенте намного больше, чем тот рассказывает сам. Кстати, часто клиенты готовят речь заблаговременно, записывают на листочке, но опыт показывает, что к решению запроса это не имеетот ношения и мало информативно для психолога.

Заканчивать встречу нужно подведением итогов и планированием дальнейшей работы. Я отвечаю на все организационные вопросы клиента,обозначаю способ, которым собираюсь помочь, условные сроки и, главное,уверенность в его силах. Проговорите и убедитесь, что поняты условия,рамки, форс-мажоры, опоздания/неприходы и т.д. Начинающему психологу бывает трудно четко обозначить вышеперечисленное из-затревоги спугнуть клиента, обидеть или предстать чрезмерно требовательным и бюрократичным. Но уверяю, лучше определиться наберегу с важным, чем затонуть в океане, но очень вежливым!

И еще: клиент должен выйти из кабинета психолога в ресурсном состоянии! Пусть он больше не вернется и не продолжит работу, нопрофессионал не «расчленяет душу, забывая зашить».

Источник: Оксана Королович